Наука — новый
рок-н-ролл

Совета и помощи нашего героя ждут гоночные команды, промышленные предприятия и простые водители, чьи машины едут на моторном масле, разработанном благодаря его исследованиям.

Командировки заносят его в разные уголки мира: от перуанских Анд до районов вечной мерзлоты. И как только на горизонте замаячил рыцарь в серой спецовке, даже суровые гонщики-раллисты и механики чувствуют себя спокойнее.

Пока будете читать, постарайтесь собрать все спрятанные пасхалки, чтобы получить промокод на скидку при покупке масел!

Реклама. ООО «Газпромнефть - смазочные материалы».
ИНН: 7728640182, erid: 2Vtzqwuvn1g

С чего все началось
Где тестируют моторное масло
Как гонки делают масло лучше
Что лежит в чемодане
Зачем ученым столько данных
Узнать больше
Реклама. ООО «Газпромнефть - смазочные материалы», ИНН: 7728640182, erid: 2Vtzqwuvn1g

Знакомьтесь: специалист мобильной лаборатории

Нашего эксперта зовут Александр Волков. Когда-то он был простым студентом и уже во время учебы в университете прошел стажировку, где работал с грузовой техникой.

«Я на практике увидел, как некачественные расходники и небрежное обслуживание приводили к быстрой гибели двигателей»

В поисках решения этой проблемы Александр погрузился в исследования химии и физики масел, их классификации, и вскоре начал удивлять знаниями даже преподавателей профильных предметов.

Любознательность и желание менять мир к лучшему привели нашего героя в отдел испытаний моторных масел G-Energy. Тут-то и начались его командировки по всей планете.

Чтобы получить объективную картину, специалист G-Energy испытывает продукты в условиях эксплуатации, будь то горнообогатительный завод в сибирской тайге или грузовой корабль в южном море. Для этого он возит с собой целую лабораторию, но вся она умещается в одном чемодане.

Самые запоминающиеся поездки — многодневные гонки по бездорожью, где грузовики, внедорожники, багги и мотоциклы преодолевают тысячи километров вдали от цивилизации.

Каждая гонка — испытание не только возможностей техники, но и человеческого характера

Представьте: десятитонная махина несется на скорости 150 км/ч, оставляя за собой столбы пыли и дыма. На пути — речные броды и песчаные барханы, а самое главное — капризы погоды. Во время одной такой гонки в Боливии стоянку накрыл тропический ливень. О ночевке в палатках можно было забыть: участники укрылись во внедорожниках сопровождения. Александр попытался приоткрыть дверь, и тут же захлопнул ее обратно — вода переливалась через порог. Образовавшуюся утром грязь не смогли одолеть даже грузовики!

Несколькими днями позже «караван» уже ехал по перевалу на отметке 5 000 метров. В этот раз пришлось спасаться от солнца: на такой высоте достаточно нескольких минут, чтобы получить серьезный ожог. От кислородного голодания кружилась голова и постоянно хотелось есть — хорошо, что в команде были медики, которые следили за состоянием экипажа.

Такие соревнования — идеальный полигон для испытаний техники и расходных материалов. Двигатель нагревается выше 120 градусов, масло расходует запас своих характеристик с огромной скоростью, поэтому всего за пару дней можно получить информацию, которую в обычной жизни пришлось бы собирать несколько месяцев.

Ни одна симуляция в лаборатории не даст такой же полной картины работы масла при экстремальных нагрузках, как ралли по Кордильерам Южной Америки, гонка в степи, дрифт-заезд или многочасовой марафон на закольцованной трассе.

Благодаря таким командировкам инженеру мобильной лаборатории G-Energy удалось посетить невероятной красоты горное озеро Титикака и таинственную линию Наски — плато, на поверхности которого выложены геоглифы неизвестного происхождения.

Когда заезд завершен, у техников рабочий день только начинается

И здесь, во время ТО, наш рыцарь в серой спецовке может оказать неоценимую пользу. Технология позволяет быстро и точно провести диагностику двигателя прямо на месте за несколько минут — и для этого даже не придется его разбирать.

Александр открывает чемодан. Достает измерительные приборы и колбы. Берет несколько капель работавшего масла, анализирует его состав. Десять минут — и он готов рассказать все о состоянии двигателя и степени износа отдельных частей силовой установки.

В автоспорте оперативная диагностика стала настоящей находкой: механикам больше не нужно долго возиться под капотом, чтобы подготовить машину к гонке. Чем раньше инженер заметит симптомы «недомогания», тем более серьезные последствия получится предотвратить. Как-то раз тест раллийного грузовика в перерыве между заездами по степям Казахстана выявил попадание топлива в систему смазки, — причем в таком количестве, что при следующем старте машина встала бы где-то в дюнах. По регламенту гонки менять двигатель нельзя — поэтому такая поломка означала бы автоматическое поражение.

На одном из этапов ралли диагностика машины российской команды показала повышенное содержание меди. Когда механики слили масло, из сливного отверстия выпал кусочек металла. Наш эксперт зафиксировал его состав с помощью рентгена и вместе с командой определил, что это за фрагмент детали двигателя.

Оказалось, что отвалилась форсунка охлаждения днища, и сверхмощный двигатель стер ее в мелкие крупицы. Так удалось выявить неполадку, с которой машина бы перегревалась, теряла мощность и показывала плохой результат на соревнованиях.

Как уместить в ручную кладь целую лабораторию

В командировках Александр не расстается с чемоданом, в котором хранит приборы.

Рентген-спектрометр помогает узнать элементный состав продукта: нет ли в нем примесей, сигнализирующих о неисправности. Например, железа, меди, олова.

Инфракрасный спектрометр измеряет щелочное число, чтобы можно было сделать вывод о способности масла защищать детали двигателя. А еще ИК-спектрометр показывает загрязнение водой и гликолем (составными элементами охлаждающей жидкости), степень окисления масла и остаток противоизносной присадки.

Вискозиметр определяет кинематическую вязкость, которая меняется после длительной эксплуатации масла. Слишком высокая вязкость приводит к потере мощности двигателя и нарушению температурного режима, а слишком низкая — к повышенному износу.

Полученные «в полях» данные отправляются в руки ученых

Гоночные команды и инженер мобильной лаборатории G-Energy сотрудничают на взаимовыгодных условиях. Первые получают возможность заранее узнать о потенциальной проблеме с автомобилем, а наш герой — данные о том, как работают моторные масла в самых разных условиях.

Автоспортсмены часто выбирают те же масла, что и обычные водители. Разница в том, что во время гонок продукты подвергаются многократным перегрузкам, достигая предела своих возможностей.

В состав масла любой линейки входит множество компонентов: это противозадирные и моющие присадки, загустители. Например, добавление в смазочный материал сложных эфиров (эстеров) снижает износ двигателя, а органический молибден помогает экономить топливо. Каждый из этих компонентов лучше всего демонстрирует свои свойства в определенных условиях.

Собранные во время командировок показатели Александр передает разработчикам G-Energy, которые используют их для создания новых рецептур моторных масел. Ученые сопоставляют состав с полученными данными и видят: вот этот противоокислительный бустер, например, почти не деградирует и остается стабилен при пиковых нагрузках. Значит, его можно смело использовать в разработках будущего продукта, где требуются противоокислительные свойства.

Энергия гоночного багги в личном автомобиле

На обычных дорогах нагрузки не так интенсивны, как во время ралли. Тем не менее, городская эксплуатация автомобиля предполагает тяжелые условия: постоянные разгоны и торможения в пробках, перепады температур и холодные старты зимой.

Чтобы справляться с такими вызовами, двигателю требуется надежная и профессиональная защита, адаптированная под самые разные условия эксплуатации. Именно такую защиту предлагают продукты G-Energy, созданные на основе многолетних испытаний в автоспорте.

Узнать о G-Energy
С чего все началось
Где тестируют моторное масло
Как гонки делают масло лучше
Что лежит в чемодане
Зачем ученым столько данных