Обман
на проводе

История телефонных мошенничеств началась практически сразу, как Александр Белл запатентовал телефон. Но массовое распространение связано с появлением мобильников.

Показываем хронику самых популярных уловок и способы борьбы с ними. Добро пожаловать в летопись всеобщего обмана!

Защита от мошенников листайте вниз

1990-е годы

Первые эксперименты

90-е — время перемен. Страна только училась жить по новым правилам: появился частный бизнес, коммерция, новые товары и услуги. Люди пробовали все и доверяли каждому, кто обещал выгоду. Чем и пользовались мошенники.

Прямо на улицах прохожим навязывали всевозможный ненужный хлам, ходили по домам, предлагая чудо‑пылесосы, втягивали в пирамиды, звонили на домашние телефоны и продавали, продавали, продавали все, что только можно было придумать. Раньше ведь такого не было!

С появлением первых мобильников и пейджеров мошенники начали осваивать цифровые схемы. В 90-х это были только первые шаги. Счастливые обладатели «трубок» получали СМС о призах или проблемах со счетами с просьбами связаться по указанному номеру. Купился на такую рассылку — потерял деньги.

2000-е годы

Эпоха массовых ловушек

Нулевые стали глотком свежего воздуха и временем стремительного прогресса. Страна входила в новую цифровую эру, где мобильная связь и интернет открывали невиданные раньше возможности. Для мошенников тоже.

С распространением сотовых телефонов к СМС-рассылкам подключились массовые обзвоны. Мошенники сообщали о внезапных выигрышах, просили купить карту для оплаты связи (да, тогда были такие) и назвать код для пополнения баланса.

Потом аферисты стали объединяться в группы. В ход пошли сообщения о родственниках, попавших в беду и отчаянно нуждавшихся в экстренной денежной помощи. У людей выманивали десятки и сотни тысяч рублей.

В 2000-х огромной популярностью пользовались телевикторины, где нужно было угадать простое слово. На деле дозвониться в эфир было очень сложно: автоответчик удерживал людей на линии, списывая деньги за каждую минуту. Шоу просто собирало прибыль на звонках.

Операторы и милиция (тогда еще) предупреждали людей, но в то время не было даже понятия цифровой грамотности. Сейчас для защиты абонентов создаются высокотехнологичные системы, такие как «Цифровой иммунитет». Сервис оберегает от спама и телефонных мошенников.

2010-е годы

Иллюзия безопасности

2010-е — эпоха смартфонов и социальных сетей. Жизнь стремительно перешла в онлайн: покупки, знакомства, банки — все стало цифровым. Мошенники быстро освоили новые технологии, и вместе с удобством пришли новые угрозы.

Телефонное мошенничество обрело новые масштабы. Аферисты стали прикидываться полицейскими, прокурорами, сотрудниками безопасности Центробанка. Например, они отправляли сообщения о блокировке карт, а потом «дожимали» жертв по телефону, выманивая номера «пластика» и пин‑коды.

Пройдите тест, чтобы узнать, попадетесь ли вы на популярные уловки мошенников, и получите шанс выиграть фирменные сувениры от Газпромбанк Мобайл.

В то же время со взрослых мошенники переключились на детей и подростков: запугивая и угрожая, заставляли выносить из дома деньги и ценности, называть номера и коды банковских карт родителей.

Для большей убедительности использовались подменные номера, отличить которые от реальных простому пользователю практически невозможно. Мошенники и сейчас используют их, поэтому Газпромбанк совместно со своим мобильным оператором Газпромбанк Мобайл разработали сервис «Цифровой иммунитет», который не только предупреждает о спаме, но и блокирует вызовы с подозрительных номеров.

2019-2022 годы

Эра масок и подмен

Эпоха COVID-19, время изоляции и жизни онлайн. Мы работали, общались и покупали не выходя из дома. И мошенники активно пользовались нашим страхом и растерянностью.

Как только не обманывали население: и чудодейственными лекарствами, и волшебными амулетами, и экспресс‑тестами, и уникальными средствами защиты, и фейковыми результатами на коронавирус. Людям предлагали получить выплаты за несостоявшийся отпуск и страховой полис.

Одна из популярных схем — привязка QR‑кода о вакцинации к Госуслугам. По телефону мошенники предлагали помощь в активации электронного кабинета и просили назвать код из СМС, а после получали доступ ко всем персональным данным.

Соблюдать режим самоизоляции было непросто, и быстрее населения это поняли аферисты. Они рассылали сообщения о штрафах за нарушение локдауна и требовали оплатить их. В ход шли угрозы о возбуждении уголовных дел.

Как не попасться на уловки мошенников
  • Не оставляйте свои данные на сомнительных сайтах и в общедоступных группах в соцсетях.
  • Скрывайте номер телефона на платформах объявлений.
  • Пользуйтесь системами защиты от спама и мошенников.
  • Включите двухфакторную аутентификацию на всех важных аккаунтах: электронной почты, банков, соцсетей.
  • Проверяйте источники: URL‑адреса сайтов, отправителей электронных писем и вложения, присланные ссылки.
  • Помните: если на вас давят и торопят — это сигнал остановиться и задуматься.
  • НИКОМУ и НИКОГДА не сообщайте коды и пароли, даже если уверены, что разговариваете со знакомым.

Наши дни

Эпоха цифровых двойников

Сегодня граница между реальностью и цифровым миром стала еще тоньше. Искусственный интеллект прочно вошел в нашу жизнь. Но вместе с помощью в рутинных задачах он дал новые инструменты мошенникам — от подделки голосов до создания убедительных дипфейков.

С тех пор как Госуслуги превратились практически в электронный паспорт, доступ к личному кабинету стал лакомым кусочком для мошенников. Чтобы его заполучить, в ход идут самые разные схемы. Например, сообщают об окончании договора с сотовым оператором, о замене домофона, необходимости подтвердить платеж. Все эти схемы объединяет одно — просьба сообщить код из сообщения. А дальше люди теряют свой аккаунт и получают взамен кредиты и долги.

С помощью технологии deepfake аферисты имитируют наши голоса и звонят родственникам, друзьям и коллегам, вымогая деньги под самыми разными предлогами. В подкрепление в мессенджерах рассылают видео- и голосовые сообщения, где отличить подделку практически невозможно.

В большинстве случаев это массовые атаки с простыми схемами. Копируя голос, мошенники используют старый прием «попал в беду, срочно нужны деньги» и просят перевести средства. Другой вариант — когда аферисты прикидываются руководителями, и тогда речь идет уже о деньгах компании или персональных данных сотрудников.

Вот еще пять популярных схем:

  • «Приложение от ЦБ»: под предлогом взлома личного кабинета на Госуслугах или подозрительной операции мошенники предлагают установить «специальное приложение Центробанка» по ссылке из СМС, а затем приложить карту к задней части смартфона. Через NFC данные карты утекают к мошенникам.
  • «Помощь» с самозапретом: аферисты предлагают помочь установить самозапрет на онлайн‑кредиты и просят назвать код из сообщения. Естественно, от Госуслуг.
  • «Вам доставка»: прикидываясь курьерской службой, злоумышленники предлагают получить заказ. Но только после того, как вы назовете код.
  • «Для нужд ЖКХ»: мошенники представляются старшими по дому и под предлогом обновления базы жильцов просят передать персональные данные и другую информацию.
  • «Родители в опасности»: под видом сотрудников полиции или ФСБ аферисты звонят детям и сообщают, что за незадекларированные доходы или перевод денег за границу их родителям грозит уголовная ответственность. Далее они просят провести «видеообыск» и показать на камеру все ценности и деньги, а затем передать их «сотруднику».

Обмануться несложно: часто мошенники обращаются по имени и отчеству и упоминают личную информацию, которая не выставлена на всеобщее обозрение. Ее они берут из слитых баз данных, соцсетей и различных сервисов, где привязан номер телефона. Для создания дипфейков мошенники звонят россиянам под видом соцопросов и записывают их голоса.

Чтобы уберечься от подобных схем, важно не только быть внимательным, но и использовать современные технологии. Абоненты Газпромбанк Мобайл защищены системой безопасности «Цифровой иммунитет», которая предупреждает о спаме и блокирует подозрительные звонки.