История телефонных мошенничеств началась практически сразу, как Александр Белл запатентовал
телефон. Но массовое распространение связано с появлением мобильников.
Показываем хронику самых популярных уловок и способы борьбы с ними. Добро пожаловать в летопись всеобщего обмана!
90-е — время перемен. Страна только училась жить по новым правилам: появился частный бизнес,
коммерция, новые товары и услуги. Люди пробовали все и доверяли каждому, кто обещал выгоду.
Чем и пользовались мошенники.
Прямо на улицах прохожим навязывали всевозможный ненужный хлам, ходили по домам, предлагая
чудо‑пылесосы, втягивали в пирамиды, звонили на домашние телефоны и продавали, продавали,
продавали все, что только можно было придумать. Раньше ведь такого не было!
С появлением первых мобильников и пейджеров мошенники начали осваивать цифровые схемы. В 90-х это были только первые шаги. Счастливые обладатели «трубок» получали СМС о призах или проблемах со счетами с просьбами связаться по указанному номеру. Купился
на такую рассылку — потерял деньги.
Нулевые стали глотком свежего воздуха и временем стремительного прогресса. Страна входила в новую цифровую эру, где мобильная связь и интернет открывали невиданные раньше возможности.
Для мошенников тоже.
С распространением сотовых телефонов к СМС-рассылкам подключились массовые обзвоны.
Мошенники сообщали о внезапных выигрышах, просили купить карту для оплаты связи (да,
тогда были такие) и назвать код для пополнения баланса.
Потом аферисты стали объединяться в группы. В ход пошли сообщения о родственниках, попавших в беду и отчаянно нуждавшихся в экстренной денежной
помощи. У людей выманивали десятки и сотни тысяч рублей.
В 2000-х огромной популярностью пользовались телевикторины, где нужно было угадать
простое слово. На деле дозвониться в эфир было очень сложно: автоответчик удерживал людей на линии, списывая деньги за каждую минуту. Шоу просто собирало прибыль на звонках.
Операторы и милиция (тогда еще) предупреждали людей, но в то время не было даже понятия
цифровой грамотности. Сейчас для защиты абонентов создаютсявысокотехнологичные системы, такие как «Цифровой
иммунитет». Сервис оберегает от спама и телефонных мошенников.
2010-е — эпоха смартфонов и социальных сетей. Жизнь стремительно перешла в онлайн:
покупки, знакомства, банки — все стало цифровым. Мошенники быстро освоили новые
технологии, и вместе с удобством пришли новые угрозы.
Телефонное мошенничество обрело новые масштабы. Аферисты стали прикидываться полицейскими,
прокурорами, сотрудниками безопасности Центробанка. Например, они отправляли сообщения о блокировке карт, а потом «дожимали» жертв по телефону, выманивая номера
«пластика» и пин‑коды.
Пройдите тест, чтобы узнать, попадетесь ли вы на популярные уловки мошенников, и получите шанс выиграть фирменные сувениры от Газпромбанк
Мобайл.
В то же время со взрослых мошенники переключились на детей и подростков: запугивая и угрожая, заставляли выносить из дома деньги и ценности, называть номера и коды банковских
карт родителей.
Для большей убедительности использовались подменные номера, отличить которые от реальных простому пользователю практически невозможно. Мошенники и сейчас используют их,
поэтому Газпромбанк совместно со своим мобильным оператором Газпромбанк Мобайл разработали
сервис «Цифровой иммунитет», который не только предупреждает о спаме, но и блокирует вызовы с подозрительных номеров.
Эпоха COVID-19, время изоляции и жизни онлайн. Мы работали, общались и покупали не выходя из дома. И мошенники активно пользовались нашим страхом и растерянностью.
Как только не обманывали население: и чудодейственными лекарствами, и волшебными амулетами,
и экспресс‑тестами, и уникальными средствами защиты, и фейковыми результатами на коронавирус. Людям предлагали получить выплаты за несостоявшийся отпуск и страховой полис.
Одна из популярных схем — привязка QR‑кода о вакцинации к Госуслугам. По телефону мошенники
предлагали помощь в активации электронного кабинета и просили назвать код из СМС, а после получали
доступ ко всем персональным данным.
Соблюдать режим самоизоляции было непросто, и быстрее населения это поняли аферисты. Они
рассылали сообщения о штрафах за нарушение локдауна и требовали оплатить их. В ход шли
угрозы о возбуждении уголовных дел.
Как не попасться на уловки мошенников
Не оставляйте свои данные на сомнительных сайтах и в общедоступных группах в соцсетях.
Скрывайте номер телефона на платформах объявлений.
Сегодня граница между реальностью и цифровым миром стала еще тоньше. Искусственный интеллект
прочно вошел в нашу жизнь. Но вместе с помощью в рутинных задачах он дал новые инструменты
мошенникам — от подделки голосов до создания убедительных дипфейков.
С тех пор как Госуслуги превратились практически в электронный паспорт, доступ к личному
кабинету стал лакомым кусочком для мошенников. Чтобы его заполучить, в ход идут самые разные
схемы. Например, сообщают об окончании договора с сотовым оператором, о замене домофона,
необходимости подтвердить платеж. Все эти схемы объединяет одно — просьба сообщить код из сообщения. А дальше люди теряют свой аккаунт и получают взамен
кредиты и долги.
С помощью технологии deepfake аферисты имитируют наши голоса и звонят родственникам, друзьям
и коллегам, вымогая деньги под самыми разными предлогами. В подкрепление в мессенджерах рассылают
видео- и голосовые сообщения, где отличить подделку практически невозможно.
В большинстве случаев это массовые атаки с простыми схемами. Копируя голос, мошенники
используют старый прием «попал в беду, срочно нужны деньги» и просят перевести
средства. Другой вариант — когда аферисты прикидываются руководителями, и тогда речь
идет уже о деньгах компании или персональных данных сотрудников.
Вот еще пять популярных схем:
«Приложение от ЦБ»: под предлогом взлома личного кабинета на Госуслугах или подозрительной операции мошенники предлагают установить «специальное приложение
Центробанка» по ссылке из СМС, а затем приложить карту к задней части смартфона. Через NFC
данные карты утекают к мошенникам.
«Помощь» с самозапретом: аферисты предлагают помочь установить самозапрет на онлайн‑кредиты и просят назвать код из сообщения. Естественно, от Госуслуг.
«Вам доставка»: прикидываясь курьерской службой, злоумышленники предлагают получить
заказ. Но только после того, как вы назовете код.
«Для нужд ЖКХ»: мошенники представляются старшими по дому и под предлогом
обновления базы жильцов просят передать персональные данные и другую информацию.
«Родители в опасности»: под видом сотрудников полиции или ФСБ аферисты звонят детям
и сообщают, что за незадекларированные доходы или перевод денег за границу их родителям
грозит уголовная ответственность. Далее они просят провести «видеообыск» и показать на камеру все ценности и деньги, а затем передать их «сотруднику».
Обмануться несложно: часто мошенники обращаются по имени и отчеству и упоминают личную информацию, которая не выставлена на всеобщее обозрение. Ее они
берут из слитых баз данных, соцсетей и различных сервисов, где привязан номер телефона. Для создания дипфейков мошенники звонят россиянам под видом соцопросов и записывают их голоса.
Чтобы уберечься от подобных схем, важно не только быть внимательным, но и использовать
современные технологии. Абоненты Газпромбанк Мобайл защищены системой безопасности «Цифровой
иммунитет», которая предупреждает о спаме и блокирует подозрительные звонки.