На главнуюОдин день на берегу Карского моря

Морской черт, эффект гало и удивительная Арктика

Меня зовут Денис Генералов, я начальник промысла по обслуживанию Харасавэйского месторождения «Газпромнефть-Заполярья». Работаю на самом берегу Карского моря. Здесь строится инфраструктура для разработки неоком-юрских залежей углеводородов. Это древнейшие пласты на глубине около трех км. Вот уже два года я отвечаю за координацию работы всего промысла.

Денис Генералов
Денис Генералов

Много лет мечтал увидеть северное сияние. Но оказавшись на Харасавэе, увидел гораздо больше. Первые месяцы фотографировал все вокруг.

Харасавэй находится за полярным кругом на полуострове Ямал. Это побережье Карского моря, которое за горизонтом плавно переходит в Северный ледовитый океан.

Такой природы не встретишь больше ни в одном уголке земли. Арктика — суровая, неприступная и уникальная! Я расскажу, как проходит один мой день на берегу Карского моря среди по соседству с обитателями этого загадочного мира.

06:15 — звонит будильник

Раннее утро. На западном побережье Ямала рассвета не дождаться: за окном полярная ночь, поэтому верю будильнику и собираюсь на работу.

Промысел только обустраивается. Здание общежития еще не ввели, но многие коллеги уже ждут переезда. Я буду скучать по нашим спартанским условиям. Точнее, по тем временам, когда все начиналось, и я ощущал себя первопроходцем.

Так выглядят вагон-дома, где мы живем. Полы с подогревом. Wi-Fi. Спутниковое ТВ. Вьюга и штормовой ветер за дверью. All inclusive.

06:45 — завтрак

Хоть мы и в Арктике, но меню на промысле всегда разнообразное. Беру рисовую кашу, ароматную булочку и чай — все вкусно, как дома. Оплачиваю картой.

Выхожу из столовой. Вахтовый поселок расположен в ямальской тундре. Тут абсолютно нет деревьев, только небольшие кустики, десятки речушек и озер. Не знаю, что привлекает в пустынных краях многочисленных пернатых, но все лето здесь вьют гнезда гуси и утки. Недавно небо было черным от тысяч птиц, которые улетали в южные края на зимовку.

Наши пернатые соседи. Привыкли к соседству с людьми и не боятся внимания.

Этого полярного красавца можно встретить круглый год.

07:10 — измеряю температуру

Поскольку трудимся в суровых условиях, все внимательно следят за здоровьем. На промысле работает четыре медпункта. Раз в неделю делаем расширенный скрининг: давление, ЭКГ, а каждое утро — измеряем температуру тела.

07:15 — захожу в кабинет, наливаю кофе

Раннее утро, а в Арктике за окном темно. Не то что на «большой земле».

Начинаю день с анализа прошедших суток. Оцениваю показатели по бурению скважин, прогресс строительства объектов. В моей работе много цифр, я привык с их помощью «читать» информацию.

Я живу в Оренбурге. На вахту добираюсь тремя самолетами: сначала в Москву, оттуда – в Тюмень, из Тюмени – в поселок Бованенково по соседству с Харасавэем. Дальше вертолетом летим на промысел. Логистика сложная, дорога занимает до двух суток в зависимости от дня недели и расписания самолетов. Часто вертолет из Бованенково переносят из-за плохих метеоусловий: это и туман, и снегопад, и ветер. На Харасавэе скорость ветра достигает 30 м/с — будь в Арктике деревья, все бы повалило!

07:30 — планерка со специалистами промысла

Обсуждаем результаты предыдущего дня. Планируем задачи на текущую смену. Моя задача — настроить командное взаимодействие, чтобы отладить все процессы, а все подразделения работали как части одного механизма.

Главный вопрос на повестке — производственная безопасность. Речь не только о том, что мы трудимся на опасных производственных объектах. Угроза может подстерегать в виде дикого зверя, которого в этих краях легко встретить. Например, белого медведя.

Царь Арктики — нередкий гость в наших краях. Однажды встречал и медведицу с медвежонком — мы были в ТРЭКОЛе (вездеход на больших колесах пониженного давления, позволяющий перемещаться по тундре без негативного воздействия на почву), поэтому могли спокойно рассмотреть их метров с 50. Я поразился, насколько это сильный и мощный зверь. Мы остановились понаблюдать за ними, а они — за нами.

Раньше мне приходилось видеть медведя только на фотографиях и видео. Поверьте, экран и близко не передает реальных размеров хищника. Длина белого медведя может достигать 4,5 метра — размером с «легковушку».

Вообще, белые медведи любят смотреть на людей. Это не простое любопытство, а глаз охотника, который контролирует свою территорию. В прошлом году подрядная организация вела добычу песка с карьера рядом с морем. Сотрудники рассказывали, что почти каждый день приходил медведь, садился метрах в ста и смотрел, как работает земснаряд. Говорят, сидел, совсем как человек, и наблюдал. Они его начальником смены прозвали.

11:00 — едем на вертолетную площадку

Мы никуда не ходим в одиночку, по территории перемещаемся в основном на спецтехнике. Это правила безопасности, которые важно всем соблюдать. Медведи машин боятся, приближаются метров на 30 максимум. Если посигналить — отходят.

Едем 10 км в сторону ледяного Карского моря.

А вот и оно — сегодня суровое!

Именно море во многом определяет климат Харасавэя. Влажность всегда выше 90%, морские ветры дуют постоянно. По сравнению с Бованенковским месторождением, которое находится в 70 км от берега, разница в температуре может достигать 15°C.

Пляжу Харасавэя позавидует любой курорт! 40 км широченной береговой полосы — этот рай недавно облюбовали моржи. Несколько лет назад морские великаны впервые приплыли сюда на разведку и теперь стабильно заступают на осеннюю вахту.

Ямальское Варадеро. Белый песок. Зеленая вода. Правда, туристы климат пока не оценили…

Моржи разместились на песчаной косе под высоким 5-метровым обрывом. Из-за отмели здесь хорошо прогревается вода. Но главное, обрыв — препятствие для белого хищника. Если медведь вздумает его обойти, ему придется шагать до лежбища метров 200. Достаточная дистанция, чтобы заметить опасность.

Оказавшись в дикой природе, мы можем лишь с восторгом наблюдать. Чтобы не спугнуть, не навредить, не помешать привычному образу жизни здешних хозяев. В начале осени, перед приходом моржей, наводим уборку в районе лежбища.

Радуга после одного из наших «субботников»: готовим территорию к приходу моржей.

После шторма на берегу можно встретить совершенно удивительную живность. Ее быстро разбирают везучие местные чайки — огромные, всегда сытые, бывает, пролетят над головой и, кажется, что с меня ростом.

Карское море полно сюрпризов!

На фото сложно передать размеры, но чайки тут правда громадные.

Это создание поразило больше всего. Я до сих пор не знаю, как оно называется. В длину сантиметров 15. Кто знает, что за зверь? Напишите свою версию в комментариях. Подозреваю, что лангуст, но не факт…

Летом на берег штормом выбросило вот такую рыбешку: морда как у лягушки, но с колючками и жабрами, напоминающими уши. Загрузил фото в интернет. Пишут — морской черт. Ведь похож!

11:30 — груз с «большой земли»

Сегодня на подвеске прилетело оборудование для новой скважины. Специалисты сняли груз и зацепили подвесную корзину.

Вертолет не садится и сразу летит обратно.

Так выглядит доставка и отправка груза в Арктике. Осматриваем груз, загружаем автокраном в полуприцеп-вездеход и отправляем по месту назначения — к буровой.

А за что вы любите свою работу? Поделитесь историей и выиграйте ценные призы
12:00 — на берегу

На Харасавэе строится большая инфраструктура. Часть оборудования приходит по морю на танкерах. Здесь тяжелая логистика, и только три месяца в году открыта навигация. Остальное время или или лед, или в море бушуют шторма и мешают движению барж.

Для проходки каждого судна на портопункте работает земснаряд, помогающий подчищать русло, чтобы танкера не сели на мель.

12:30 — время обеда

На выбор как минимум 3–4 вторых блюда, два первых, несколько закусок, салаты из свежих овощей, а зимой цитрусовые, яблоки, киви, хурма.

Я взял суп шахтерский (с гречкой и копченостями), рис с семгой, запеченной в фольге, и овощной салат.

13:30 — стройплощадка

Осматриваем строящийся жилой комплекс. Помимо уютных номеров, здесь будет спортзал с тренажерами и помещением для игровых видов спорта, медицинский кабинет с современным оборудованием и телемедициной, большая и просторная столовая с цехами приготовления пищи, офисные помещения

Инженерные сети полностью автономные: своя генерация электроэнергии, подготовка питьевой воды, подготовка и утилизация промышленных стоков. Все предусмотрено!

В следующем году общежитие примет первых постояльцев.

Едем дальше. Перемещаемся только по промысловым дорогам. Летом по тундре мы не то что на транспорте не ездим, но и пешком не ходим. Только по необходимости: например, когда ведем картографическую съемку.

Летом тундра ими усыпана! Местные гуси не оставляют свой дом без присмотра: один из заботливых родителей всегда стережет потомство. Стоит приблизиться к гнезду, как он подлетает к тебе, смотрит в глаза и устрашающе шипит! Случаев нападения гуся на человека здесь не было, но лучше не проверять.

Гуси, про которых я рассказывал, вьют гнезда прямо на земле

14:00 — комплекс подготовки и переработки газа

Ключевой объект промысла. Осматриваю площадку, общаюсь со строительной бригадой.

Инженерная подготовка объекта. В перспективе здесь появится один из самых современных и автоматизированных производственных объектов Ямала.

Учитывая климат Заполярья, большинство операций выполняется без непосредственного участия человека — удаленно, из центра управления в Тюмени. С помощью аэромониторинга мы отслеживаем ход строительства. Обучать персонал и контролировать монтажные работы помогают технологии дополненной реальности. Комплекс максимально экологичен: компактное блочно-модульное оборудование минимизирует площадь застройки. Для сохранения вечномерзлых грунтов ямальской тундры используют трубопроводы в теплоизолированном исполнении, термостабилизаторы и другие решения.

Каждый раз ловлю себя на мысли, что мне повезло быть причастным к развитию такого масштабного проекта.

16:30 — энергокомплекс

Сердце промысла. Буровые установки, бытовые объекты, временные здания и сооружения подрядчиков должны питаться за счет производимой здесь же электроэнергии. Комплекс будет работать на природном газе. В отличие от дизельного топлива, это безопасно для природы и существенно экономит затраты.

Работы завершаются, скоро будем запускать.

А за что вы любите свою работу? Поделитесь историей и выиграйте ценные призы
17:00 — вахтовый поселок

За окном уже -20°C. Вернулся и согреваюсь чашечкой кофе.

Я же писал, что в Харасавэе вся Арктика в одном флаконе. А без оленей этот край немыслим. В летний сезон оленеводы проходят здесь с многотысячными стадами. Для беспрепятственной миграции оленей предприятие обустроит в инженерных системах специальные арки-переходы.

Еще в наших краях можно встретить местных рыбаков. Для рыбалки нужна специальная лицензия, у них она есть. Здесь водится ценнейшая рыба: муксун, осетр, нельма. Водоемы богатейшие.

18:00 — планерка с работниками промысла

Утром мы планируем задачи, а вечером подводим итоги дня.

19:00 — пора на ужин

Беру стручковую фасоль на пару, куриную грудку и греческий салат.

Предпочитаю легкие, но питательные ужины.

20:00 — северное сияние

Я говорил вначале, что мечтал увидеть северное сияние. Видел его уже раз 20, но все равно любуюсь, как впервые. Сейчас, когда погода с теплой меняется на холодную, небо сияет каждый вечер. По хрустящему снегу добираюсь до пункта съемки — открытой площадки рядом с жилым городком. Отсюда открывается лучший вид.

Яркое зелено-желтое свечение покрывает все небо. Кажется, оно очень близко и от него идет тепло, как от камина. Полярная ночь уже не такая темная и холодная.

На Ямале я стал свидетелем еще одного потрясающего зрелища: от солнца спускалась полоса света и на горизонте расходилась в стороны. Ничего подобного не видел. Интернет вновь меня выручил — это эффект гало.

21:30 — звонок семье

Каждый день на вахте завершается звонком семье. Пятилетнему сыну нравятся мои рассказы про медведей и моржей… Когда я уезжаю, он начинает обратный отсчет и каждый день говорит, сколько осталось до моего приезда. С собой он дает мне всегда какую-нибудь игрушку, как правило, машинку, чтобы мне было не скучно на работе.

На вахте у нас есть аэрохоккей: не теннис, но тоже весело!

Арктика оказалась настолько притягательна, что возвращаюсь сюда с удовольствием. Она вдохновила меня на особую любовь к природе, трепетное отношение ко всему живому.

На этом заканчиваю свой рассказ, спасибо, что прожили этот день вместе со мной!

Первые дни я мечтал все сфотографировать. А теперь больше любуюсь и наслаждаюсь невероятной красотой.

Ещё истории
Один день геолога-айтишника в Петербурге
Марат

Один день геолога-айтишника в Петербурге

«Геологоразведка — не только про работу в поле, но и большие данные. Наш «Геомейт» анализирует петабайты информации, собранной геологоразведчиками. Будущее уже наступило: геологический искусственный интеллект!».

Читать
Один день помощника капитана судна-бункеровщика
Виктор

Один день помощника капитана судна-бункеровщика

«На судне организовано круглосуточное дежурство: группы по два человека несут восьмичасовую вахту с перерывом на отдых. У каждого свои обязанности. Я второй помощник капитана и отвечаю за навигацию».

Читать
Один день в геологоразведке
Григорий Клиценко

Один день в геологоразведке

«База на берегу Северного Ледовитого океана, в сотнях километров от цивилизации. В одиночку за периметр не выходим: медведи».

Читать
Один день капитана в Арктике
Денис Рыжов

Один день капитана в Арктике

«Прежде чем попасть на морскую ледостойкую платформу “Приразломная”, нужно пройти курс по эвакуации из тонущего вертолета».

Читать
Один день на вахте в Ираке
Ольга

Один день на вахте в Ираке

«Решение о работе вдали от дома стало трудным для всей семьи, но родные поддерживают. Интернет помогает переносить расставание».

Читать
Один день на вахте в Заполярье
Сергей

Один день на вахте в Заполярье

«Терминал “Ворота Арктики” стоит в 3,5 км от берега, а его высота с 20-этажный дом. Зимы тут суровые, но таких пейзажей не увидишь ни в одном туристическом путешествии».

Читать
Один день на берегу Карского моря
Денис Генералов

Один день на берегу Карского моря

«Такой природы не встретишь ни в одном уголке земли. Вся Арктика в одном флаконе: белые медведи и стаи моржей по соседству, невероятное северное сияние и эффект гало».

Читать
Один день на заводе в Капотне
Юрий Ерохин

Один день на заводе в Капотне

«За качеством воздуха на заводе следит автоматизированная система мониторинга воздуха. В этой части мы пионеры — внедрили ее первыми в отрасли».

Читать
Один день геолога-айтишника в Петербурге
Марат

Один день геолога-айтишника в Петербурге

«Геологоразведка — не только про работу в поле, но и большие данные. Наш «Геомейт» анализирует петабайты информации, собранной геологоразведчиками. Будущее уже наступило: геологический искусственный интеллект!».

Читать
Один день помощника капитана судна-бункеровщика
Виктор

Один день помощника капитана судна-бункеровщика

«На судне организовано круглосуточное дежурство: группы по два человека несут восьмичасовую вахту с перерывом на отдых. У каждого свои обязанности. Я второй помощник капитана и отвечаю за навигацию».

Читать
Один день в геологоразведке
Григорий Клиценко

Один день в геологоразведке

«База на берегу Северного Ледовитого океана, в сотнях километров от цивилизации. В одиночку за периметр не выходим: медведи».

Читать
Один день капитана в Арктике
Денис Рыжов

Один день капитана в Арктике

«Прежде чем попасть на морскую ледостойкую платформу “Приразломная”, нужно пройти курс по эвакуации из тонущего вертолета».

Читать
А за что вы любите свою работу? Поделитесь историей и выиграйте ценные призы