Люди ходят по морям уже не один десяток тысяч лет, но к суровым условиям Арктики приспособились совсем недавно, и этому помогло как раз освоение мирного атома. Только атомный ледокол весит настолько много и ходит настолько быстро, что разламывает лед большой толщины. Перед моряками в Арктике стоят очень сложные задачи, и мы с командой помогаем их решать с помощью информационных технологий.

Александр Любинский

Руководитель проекта «Создание Единой платформы цифровых сервисов» в АО «Гринатом» — ИТ-интеграторе
Госкорпорации «Росатом»
Город: Москва

9:00

Три шага
до рабочего места

Я руковожу проектом по созданию единой платформы цифровых сервисов для Северного морского пути. Я и айтишник, и аналитик, и менеджер в одном лице.

Это работа на стыке всех моих знаний в ИТ и государственном управлении. Вместе с коллегами мы работаем на удаленке, так что до рабочего места я добираюсь очень просто — делаю три шага к компьютеру.

Почти каждый день у меня начинается с созвонов — я провожу планерки. Отделов много, так что даже недели не хватит, если проводить встречи по очереди.

Платформа цифровых сервисов нужна, чтобы в одном месте собрать вообще все данные, которые только могут понадобиться для судоходства по Северному морскому пути. Когда платформа полностью заработает, она сделает судоходство в Арктике более безопасным и экономически выгодным, потому что обеспечит доступ к важной информации.

10:30

Проверяю
задачи

Основная моя функция заключается в том, чтобы синхронизировать все отделы: разработчиков, аналитиков, дизайнеров. Так что мне приходится планировать работу и общаться с людьми, ставить задачи и контролировать, как их выполняют.

Для цифровой платформы мы разрабатываем сервисы, которые помогут прогнозировать все погодные и ледовые условия, в которых осуществляется навигация по Северному морскому пути.

Почему так трудно
предсказать погоду в Арктике

Ледоколам требуются сводки погоды и положения льдов, чтобы они могли прокладывать более безопасные маршруты. Все прогнозы для моряков основаны на измерениях, которые поступают либо со спутников, либо с наземных или воздушных метеостанций. Вот только в Арктике собрать эти данные крайне сложно.

Над Арктикой не летают самолеты и редко пролетают спутники, а если пролетают, то снимки часто бывают неинформативными из-за облачности. Спутников с радиолокационной аппаратурой пока не так много в нашем распоряжении.

Также там не ходят обычные суда, там нельзя поставить буи на солнечных батареях, потому что их уничтожит лед. Люди не могут там постоянно жить из-за климата. В целом наблюдение за погодой и ледовой обстановкой в Арктике — очень сложная техническая задача.

Так что мы ищем эти данные и строим модели прогнозирования, для которых используем многовековые наблюдения. Используем как открытые, так и специальные данные, которые получаем в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте в Санкт-Петербурге. Всего мы используем более 50 источников информации.

Конечно, мы работаем не только для прогноза погоды. Вообще, платформа цифровых сервисов — это как «Госуслуги» для мореходства. К слову, скоро подать заявление на вход в акваторию Северного морского пути можно будет через «Госуслуги».

Для навигации мы разрабатываем сервис планирования маршрутов, добавляем информацию о доступности мер спасения, создаем сервис отправки диспетчерских сообщений.

Мы продумываем цифровизацию вообще всех бизнес-процессов северного морского пути: подключаем к платформе сервисы грузоперевозок, заказов портовых или ледокольных услуг, например, ледовые проводки судна.

Все перечислять не будем: это десятки цифровых сервисов, обеспечивающих безопасность мореплавания и цифровизацию бизнес-процессов Северного морского пути.

12:00

Время читать
и отправлять письма

Чтобы создать такую объемную цифровую платформу, приходится обрабатывать большое количество документации. Поэтому у меня огромный объем согласовательной работы: я должен прочитать десятки и сотни писем, инструкций, сертификатов, заключений, отправить что-то на переделку.

Так что во время рабочего дня я не выхожу из внутрикорпоративной системы документооборота.

Больше всего в работе мне нравится, что приходится изучать новую информацию каждый день. Начиная с того, какие существуют модели прогноза погоды, заканчивая тем, сколько стоит в деньгах и весит в мегабайтах один космический снимок.

Также моя обязанность — быстро найти решение, если возникли какие-то затруднения у любого из отделов. Для этого, как правило, достаточно быстро собрать на встречу специалистов. Удивительно, но мы с коллегами почти не проводим «мозговых штурмов» в том виде, в котором они обычно бывают в ИТ-компаниях.

В проекте по созданию цифровой платформы для Северного морского пути заняты потрясающие профессионалы. Они почти мгновенно предлагают идеи для решения любых задач.

18:00

Можно отойти от компьютера, но нельзя перестать думать о работе

Дистанционная работа у всех коллег выстроена четко: никто не пропадает и не переживает, если на созвоне слышно, например, домашнее животное. Чаще всего мы с коллегами не видим друг друга: к сожалению, многие не включают камеры во время созвонов.

В лучшем случае — встречаемся на корпоративных мероприятиях. Отсутствие личного контакта — большой вызов для руководителя.

Я не перестаю думать о задачах, даже когда заканчивается рабочий день. Конечно, я уделяю время семье, но баланс отдыха и труда пока складывается не в пользу отдыха. Это связано, скорее, с проектным характером работы: есть конкретные весьма сжатые сроки и бюджет.

Ведь когда платформа будет полностью готова, завершится очень важный этап в моей жизни. Из двух очередей проекта первую мы готовы сдать в эксплуатацию, остались мелкие технические работы. Это огромный шаг вперед, так что пока мысли всегда возвращаются к задачам и новым вызовам.