Я много лет занимался научными исследованиями, а теперь рассказываю школьникам и студентам, как они могут попасть в «Росатом». Уверен, что каждому очень важно найти свое призвание, чтобы труд приносил удовольствие и давал максимальную отдачу. В атомной отрасли для этого есть все возможности!

Дмитрий Калякин

АО «ГНЦ РФ — ФЭИ им. А.И. Лейпунского», руководитель проектов отраслевых программ развития и по взаимодействию с городскими сообществами
Город: Обнинск (Калужская область)

8:00

Захожу
в институт

Мой день начинается стандартно: я просыпаюсь, делаю зарядку, по дороге на работу завожу сына в школу и еду в Государственный научный центр РФ — физико-энергетический институт имени А. И Лейпунского. Здесь я работаю уже 17 лет.

Первым делом на рабочем месте захожу в систему электронного документооборота, просматриваю рабочие задачи и их статусы. Всегда может прилететь что-то срочное, и очень важно вовремя скорректировать планы на день. Двигаюсь по чек-листу: проверяю, что сделано, какие дедлайны приближаются, знакомлюсь с новыми приказами и распоряжениями.

Моя работа сейчас связана с реализацией в городе и на предприятии отраслевых программ развития, а также с популяризацией науки и просвещением молодежи. Я также являюсь амбассадором бренда «Росатома» и Председателем Совета молодых ученых Калужской области. Если говорить простыми словами, то я делаю все, чтобы в атомную отрасль приходили молодые ученые и специалисты.

А для этого рассказываю и показываю школьникам и студентам, где и кем можно работать в отрасли, как попасть на предприятие «Росатома», на кого идти учиться, чтобы точно быть востребованным специалистом, какие возможности дает госкорпорация для учебы и саморазвития.

Мы инициируем просветительские проекты, подключаемся к Всероссийским акциям, приглашаем заинтересованных школьников участвовать в олимпиадах и конкурсах, зовем студентов на стажировки и практики, проводим беседы в школах, занимаемся профориентацией. Это очень творческая работа.

Как я оказался в институте

Когда-то я и сам был начинающим исследователем: проходил практику в Физико-энергетическом институте, писал диплом в одной из научных лабораторий. Уже тогда я понимал, что буду здесь работать. Здесь все пропитано наукой. Моя первая должность — инженер-программист. Но я довольно быстро ушел в науку: занимался теплофизикой и экспериментальным обоснованием систем безопасности атомных электростанций. По этому направлению и защитил кандидатскую диссертацию.

Физико-энергетический институт и Обнинск неразрывно связаны. Фактически город начал развиваться благодаря тому, что здесь 70 лет назад, в 1954 году, была успешно запущена первая в мире атомная электростанция — это событие, которое положило начало развитию мирной атомной энергетики. А строили и управляли ею сотрудники института, в котором я работаю.

10:00

Пора готовить материалы
для бесед со школьниками

Прямо сейчас вместе с региональным отделением Всероссийского общества «Знание» мы проводим лекции в рамках проекта «Знание.Наука». Это лишь один из проектов, который я веду.

Моя задача — привлечь талантливую молодежь в науку и сферу разработок, доступно и интересно рассказать школьникам о научных достижениях и современных технологиях, знакомя их с атомной отраслью.

Мы с коллегами, молодыми учеными, проводим подобные лектории не только в школах города Обнинска, но и вообще по всей Калужской области.

Цель текущего проекта — рассказать ребятам о наших великих ученых, стоявших у истоков зарождения атомной отрасли. Курчатов, Славский, Доллежаль, Лейпунский, Бондаренко и многие другие.

Они являются для нас ориентирами, и мы бы хотели их примером вдохновить ребят стать учеными. За прошедшие два месяца мы провели около 40 лекций. А лекторами выступали молодые ученые из нашего института. Мы стараемся проводить не классические лекции, которые могут показаться школьникам скучными, а выбираем формат бесед и диалогов.

Конечно, одному это сделать невозможно — мне помогают коллеги. А я занимаюсь как подготовкой самих бесед, так и организационной работой.

Нужно договориться с директорами школ, подготовить площадки, согласовать время и формат с учеными, которые проводят лекции, определить, какие именно беседы и где должны пройти.

12:00

Обед не всегда
по расписанию

Работа полностью поглощает меня. Встречи и совещания. Необходимо быть всегда на связи, коммуницировать с людьми, часто перемещаться с места на место. Про обед просто забываешь.

Когда работаешь в таком ритме, делать паузу не хочется. С другой стороны, моя работа подпитывает меня энергией, а когда все задуманное получается — испытываешь невероятные эмоции.

13:00

Отправляюсь в школу

Сегодня как раз проходит одна из бесед в рамках проекта «Знание.Наука», и я отправляюсь в школу, чтобы рассказать ученикам об их возможной карьере в атомной отрасли.

Я уверен, что профориентация должна начинаться в 6–7 классе: детям как раз в это время нужно показывать возможности и перспективы, рассказывать, чем они могут заниматься.

Далеко не все дети (и даже не все взрослые) знают о том, какие предприятия есть в Обнинске и Калужской области. Не всегда замечают новости о том, какими исследованиями заняты в институтах, будь то высокотехнологичное стекло, фильтры для самолетов или разработка новых типов реакторов. Многих удивляет, что каждая пятая лампочка в стране работает благодаря энергии атома. Вот как раз об этом я рассказываю ребятам 12–13 лет.

Тематика бесед меняется в зависимости от возраста детей. Школьникам постарше мы объясняем, как поступить в вуз по целевому набору, отучиться на профильной специальности и гарантированно трудоустроиться на предприятия «Росатома» в своем городе.

Выпускникам интересна конкретика: куда подавать документы на обучение, можно ли защитить диссертацию, где потом работать.

Ребятам помладше мы рассказываем интересные факты об атомной энергетике, о направлениях деятельности, приводим наглядные примеры, почему работа в атомной отрасли — это круто, интересно и перспективно.

В «Росатоме» создана комплексная система, которая помогает готовить будущих сотрудников буквально со школьной скамьи и выстраивать карьерный трек.

Мы организуем для школьников научно-образовательные программы, смотрим, в каких проектах принимали участие школьники, отслеживаем, поступили ли они в наши опорные вузы и пришли ли в итоге работать в «Росатом».

Благодаря такому сопровождению молодые специалисты могут найти себя в отрасли и быть уверенными в завтрашнем дне.

18:00

Сама работа не дает мне выгорать и уставать

Когда работа нравится, она пронизывает всю жизнь. Я не могу переступить порог проходной и сразу выбросить все задачи из головы — какие-то мысли приходят в голову за пределами рабочего времени.

Довольно часто мы с коллегами встречаемся в неформальной обстановке в нерабочее время, чтобы обсудить идеи или будущие проекты. От этого не выгораешь — творческие проекты дарят вдохновение.

Конечно, все мы люди, и бывают моменты, когда просто физически устаешь. Я очень люблю путешествовать на автомобиле с семьей. Мы объездили всю центральную Россию и, пожалуй, нет города, откуда я не привез бы магнитик на холодильник.

Также переключить внимание с работы и перезагрузить мозги помогает спорт. В Обнинске часто проходят различные забеги и марафоны, турниры по футболу и баскетболу, соревнования по плаванию и шахматам. Зимой весь город встает на лыжи и коньки. «Росатом» тоже организует корпоративные состязания, два раза в год предприятия со всей России участвуют в соревнованиях «Кубок атомной промышленности», в котором несколько десятков дисциплин.