Я с детства знал, что буду моряком, и целенаправленно шел к своей мечте. Когда я был вахтенным помощником на торговом судне, в ходе рейса в порт Сабетта ледокольную проводку обеспечивал атомный ледокол «Таймыр». Эта встреча оставила незабываемые впечатления и оказалась для меня поворотной, ведь теперь я стою на мостике атомного ледокола «Урал», а моя главная мечта — стать капитаном одного из строящихся ледоколов.

Петр Рощин

Старший помощник капитана атомного ледокола «Урал»
Амбассадор бренда работодателя ГК «Росатом»
Заслуженный молодой наставник ФГУП «Атомфлот»
Член совета молодежи ФГУП «Атомфлот»
Город: Тимашевск (Краснодарский край) — Мурманск (Мурманская область)

8:00

Ледокол работает
круглосуточно

Утро на ледоколе начинается рано, хотя формально до вахты еще далеко. Да, я стою вахты. Мое время — с двенадцати до шестнадцати и с полуночи до четырех утра.

Пока я не несу вахту, решаю многие вопросы, ведь я старший помощник капитана. Я отвечаю за службу быта, за работу кухни, за сохранение и своевременный заказ продуктов питания, санитарное состояние ледокола. Повара и другой персонал трудятся по обычному графику с восьми до семнадцати, как на берегу. Так что мне нужно проверить, все ли в порядке, когда начинается их рабочий день.

Я работаю на новейшем ледоколе проекта 22220 «Урал». Скоро появятся и другие суда такого же типа, сейчас завершается строительство ледокола «Якутия», в процессе строительства — ледоколы «Чукотка» и «Ленинград». Но пока именно «Урал» — самый молодой в семье атомных тяжеловесов, флаг на нем подняли два года назад — 22 ноября 2022 года.

Обеспечение быта на ледоколе — непростая задача. Торговые суда очень часто заходят в порт, где можно выйти прогуляться, купить продукты, что-то загрузить. У моряков ледокольного флота такой возможности нет, потому что никаких портов на нашем маршруте не встречается.

Мы вышли в рейс и вернемся на берег только через четыре месяца. Все это время надо следить за тем, чтобы грамотно использовать ресурсы, которые у нас есть.

12:00

Заступаю
на вахту

Когда я заступаю на вахту, полностью беру на себя управление ледоколом. Главная задача — обеспечить безопасную проводку судна или каравана судов по трассе Северного морского пути.

Обычные грузовые суда не могут пройти по Арктике, потому что их корпуса и механизмы изначально не рассчитаны на самостоятельное преодоление морских участков, покрытых льдом. А вот атомному ледоколу даже трехметровые льдины не страшны.

Есть два основных вида ледокольных проводок:

  1. Проводка лидированием, когда ледокол идет перед судном и прокладывает путь во льдах. Обычно мы движемся на удалении в восемь кабельтовых или одной мили. В привычных метрах это 1482-1852 м.
  2. Проводка методом на буксире вплотную, когда ледокол подходит к судну, заводит на проводимое судно буксирные тросы, а дальше оба следуют в сцепке по ледовому каналу или в дрейфующем льду.

Метод проводки по трассе Северного морского пути определяется исходя из ледовых и погодных условий, а также характеристик проводимых судов. И хотя операции, которые выполняет экипаж, в целом одни и те же, постоянные изменения ледовых и погодных условий делают рутинные задачи уникальными.

Также характер и методы выполняемых операций напрямую зависят от проводимых судов: у них разные ледовые классы, маневренные характеристики и ограничения при движении во льду. В общем, каждый день не похож на предыдущий!

Перед началом проводки штаб морских операций просматривает все источники информации, спутниковые снимки и прогноз погоды. После этого сообщает нам точку формирования каравана. До этой точки нет льда, а значит, судно, которое нужно провести по Северному морскому пути, сможет дойти туда самостоятельно и встретиться с ледоколом.

На ледоколе еще до проводки все судоводители (это и младший, и старший командный состав) собираются на специальный митинг. Мы досконально прорабатываем траекторию нашего движения и составляем маршрут следования, ориентируясь на погодные и ледовые сводки.

Но в Арктике все меняется с невероятной скоростью. Бывает так, что судно пришло в точку формирования каравана чуть пораньше, чем ледокол. И пока ждало нас, вокруг уже образовался лед.

Тогда ледокол проходит вдоль корпуса судна, чтобы дать ему возможность двигаться — это называется «околка». Ну а дальше — проводка!

На вахте я постоянно должен мониторить ледовую обстановку вокруг нас. Для этого у нас на борту есть специальные ледовые радары. В любой момент все может измениться, и возможно, придется даже пересматривать маршрут, выбирать наиболее безопасный.

16:00

Вахту
сдал

Теперь я снова возвращаюсь к рутинной работе, ну а потом можно и отдохнуть перед следующей вахтой.

Моряки ледокольного флота постоянно находятся в работе. Особенно это касается оперативного персонала: судоводителей, механиков, электромехаников, инженеров-операторов. Ведь мы работаем в сложных условиях Арктики. Здесь нельзя отвлекаться ни на минуту, ведь мы отвечаем не только за все виды безопасности ледокола, но и за безопасность проводимого судна.

У нас на судне есть два атомных реактора. Благодаря их мощности ледоколы обладают большой ледопроходимостью и запредельным уровнем надежности. Но это накладывает на нас также дополнительную ответственность, и мы неукоснительно соблюдаем меры по обеспечению внутренней безопасности.

Находиться во льдах несколько месяцев без возможности перезагрузки было бы слишком трудно. Поэтому современные ледоколы строятся со всеми условиями для отдыха, чтобы экипаж восстановился и физически, и морально.

У нас на борту есть полноразмерный спортивный и тренажерный зал, сауна с бассейном и солярий, игровая комната с приставками и настолками.

Это необходимость, ведь экипаж ледокола уходит в рейс на четыре месяца. Мы прилетаем в базовый порт Мурманск, проходим медицинскую комиссию и далее отправляемся на самолете либо в Дудинку, либо в Сабетту для смены экипажа.

Зато потом четыре месяца можно провести дома, на берегу — я отправляюсь в Краснодарский край, в Тимашевск, где и живу.

Как я оказался в Арктике

Я еще в пятом классе понял, что буду моряком. Вышел с папой в открытое море под парусом, а когда снова ступил на берег, все решил. А вот как я оказался на атомном ледоколе — это увлекательная история.

В вузе была военная кафедра, и я после выпуска пошел служить на Черноморский флот, участвовал в боевой операции в Сирии, затем перешел в торговый флот.

Я работал на сухогрузе «Поморье», который пришел в точку формирования каравана над островом Новая Земля у мыса Желания. Мы стояли и не могли сделать ни одного движения — ни пошевелиться, ни подвинуться, застряли в ледовой ловушке.

И тут из тумана появился атомный ледокол «Таймыр», с грацией и легкостью идущий по льдам. Меня восхитило это зрелище, я загорелся идеей попасть в «Росатом» и «Атомфлот». И вот в 2019 году у меня получилось.

Моя следующая цель — стать капитаном атомного ледокола. Для этого сейчас есть все возможности, потому что идет бурное строительство атомного ледокольного флота. В ближайшие годы ждем спуска на воду ледоколов «Ленинград» и «Россия» проекта 10510 «Лидер», закладку очередного ледокола проекта 22220 «Сталинград».

По окончанию строительства этих ледоколов Русская Арктика окончательно и бесповоротно станет самым коротким и круглогодичным путем из Европы в Азию.

Ну а пока мне нужно выработать плавценз, то есть трудиться определенное время старшим помощником капитана. Потом получить рабочий диплом капитана и пройти специальную процедуру оценки внутри компании.

Так что я отдыхаю и готовлюсь к следующей вахте: в полночь заступать и снова брать на себя управление ледоколом.